Previous Entry Share Next Entry
Об экуменизме и литературе
vmcshin
Оригинал взят у pravoslav_pol в Об экуменизме и литературе
Дал большое интервью "Литературной России" - в основном об экуменизме и летературе. Полный текст здесь: http://litrossia.ru/item/10136-protoierej-vsevolod-chaplin-neobkhodimo-otkazatsya-ot-ekumenizma-i-vyjti-iz-vsemirnogo-soveta-tserkvej-tak-schitaet-95-aktivnykh-pravoslavnykh-veruyushchikh-problema-v-odnom-cheloveke-nashem-patriarkhe
Несколько цитат:
"Есть некая явно устаревшая линия. Она могла иметь определённый смысл в шестидесятые, семидесятые годы. Тогда, также как и в начале XX века, были искренние надежды на то, что часть западных неправославных воссоединятся с Православной Церковью. Были реальные переговоры о воссоединении с англиканами; со старокатоликами, которые отошли от так называемой католической церкви после Первого Ватиканского собора; были диалоги с лютеранами... Но, как говорится, something went wrong (англ. «что-то пошло не так» – ред.) – эти диалоги окончились ничем. Протестанты не присоединились к Православию, а ушли ещё дальше от него и сейчас стремительно уходят в ещё более дальние степи, потому что они теперь отрицают основы христианской нравственности: безразлично относятся к блуду, венчают браки так называемых «однополых пар»; некоторые люди, которые находятся в этих конфессиях, практически полностью отрицают евангельскую истину, отрицают даже историчность евангельских чудес... В так называемой католической церкви немножко более сложная ситуация: там есть искренне верующие, есть искренне консервативные силы, но господин Бергольо (Хорхе Марио Бергольо – с 2013 года 266-й Папа Римский Франциск. – Ред.), которого очень не хочется называть «епископом», просто явно ведёт католическую церковь по пути максимального приспособления к безбожным, антихристианским порядкам и установкам. Я считаю, что тот курс, который он избрал для своей общины, – это курс тотального отхода от Евангелия и замена его политкорректностью, толерантностью, стремлением всем понравиться. Вообще, для христианина стремление всем понравиться – это безумие. Сказано в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками» (Лк. 6, 26). <...>
Разговоры об экуменизме нужно выводить из сферы личных отношений и просто ставить вопрос ребром. Есть мнение (практически консенсунсное) многих святых о том, что спасение возможно только в истинной Церкви. Есть мнение святых и соборов о том, что истинная Церковь – это только Православная Церковь. Есть мнение многих святых о том, что латинство – это ересь, и что протестантизм – это тоже ересь. Вряд ли нам нужно сейчас прибегать к громким анафемам и к изгнанию еретиков, но нам нужно ясно сказать, что мы считаем Церковью только Православную Церковь, а христианами – только православных христиан. Вот это первое, что нам нужно сегодня очень чётко сделать. При этом нам не нужно осуждать наши прошлые поколения, которые искренне верили в экуменизм. Я сам искренне верил в него в конце 1980-х – начале 1990-х годов, участвовал двадцать лет в деятельности «Всемирного совета церквей», хотя очень быстро понял безжизненность этой структуры. Я сегодня обо многом сожалею, но некоторые скончавшиеся люди свою позицию в этом мире изменить уже не могут, хотя я уверен, что они изменили её в вечности. Впрочем, без всякой ругани по отношению к прошлым поколениям, нужно констатировать, что ситуация изменилась и что так называемые западные христиане не только не стали ближе к Православию, но стремительно от него уходят. Нужно покинуть так называемый ВСЦ. Эта организация абсолютно чужда всей нашей Церкви, за исключением некоторых буквально индивидов, которые через неё имеют, очевидно, определённые возможности получать гранты и которые связаны с этой организацией воспоминаниями молодости. Этой организации совершенно не видно нигде – ни в информационном, ни в общественном пространстве. В этой организации доминируют «церкви», которые бесконечно далеко ушли от церковности, от Евангелия (в частности, они благословляют так называемые «браки» содомитов). Нам в этой организации делать абсолютно нечего – ни в духовном смысле, ни в практическом. Практическая польза от неё сейчас нулевая. Когда-то это было такое подобие религиозной ООН. А сейчас это всего лишь организация мелких бюрократов, которые делят мелкие деньги и мелкие посты. И нам нужно окончательно отказаться от совместных молитв с так называемыми инославными. Даже митрополит Иларион в своё время сказал, что такие молитвы прекращены. Но, к сожалению, в некоторых местах они происходят. И даже в Москве одна такая молитва имела место в этом году в январе.<...>
Культ из литературы XIX и XX веков был создан искусственно, и возник он потому, что не было настоящей веры. Не было в сердце, в уме и в душе Христа, поэтому утрированно увлекались, например, Михаилом Булгаковым. Не было Церкви, поэтому сделали из поэтов-шестидесятников квазиапостолов. Конечно, литература в обществе в целом играет положительную роль, но это не значит, что с ней, с её даже самыми яркими представителями нельзя спорить, нельзя давать оценку, в том числе нравственную, тому, что эти люди сделали и делают, не значит, что нельзя развенчивать сообщество, в котором много лет рука руку моет, в котором есть какие-то совершенно раздутые авторитеты, а талантливые люди не из собственного круга жёстко отбраковываются или даже отстреливаются по принципу свой-чужой (даже в этническом смысле – скажем прямо). Обо всём этом нужно говорить. Литература – это пространство, где есть святость и грех, есть ум и глупость, есть талант и раскрученные бездари. И не нужно стесняться так к этому пространству и относиться, даже если это пространство состоит из давно умерших людей. <...>
Сейчас готовятся к печати две моих книжки. Ещё одна вышла – думаю, стоит её порекомендовать людям. Она называется «Вера и жизнь», там содержатся воспоминания о прошлом и будущем, в том числе характеристики трёх патриархов, Ельцина, Путина, Володина и других, ещё действующих, политиков, а также деятелей культуры и интеллектуалов. Идёт речь об отношениях Церкви и государства, экономике, политике. Излагается проект основ новой конституции для будущей России. Рекомендую её пролистать. А вот другая книга – «Накануне Армагеддона» – несколько хулиганская. Надеюсь, что она совсем скоро выйдет. Там, с одной стороны, есть несколько достаточно скучных, может быть, текстов на религиозно-общественные темы – о пределах свободы и основаниях для применения силы. Но есть и четыре футурологических зарисовки, рассказиков о 2024, 2043 и 2117 годе. Там описано, куда вся нынешняя тенденция может завести мир и что может ей противопоставить Россия. О том, как будет жить человечество после извержения вулкана Йеллоустоун и после обмена ядерными ударами нескольких великих стран, как отомрёт речь, письменная и устная, как люди будут управляться через компьютерные импульсы, как (немножко раньше) произойдёт народный суд в центре Москвы в Лужниках над некоторыми персонажами, в именах которых угадываются ныне живущие политики и общественные деятели"...


?

Log in

No account? Create an account